Иконы Древней Руси XV-XVIII веков
Главная » Старинные иконы » Иконы Древней Руси XV-XVIII веков

Иконы Древней Руси XV-XVIII веков

Древнерусскими в специальной литературе называют иконы, созданные с XI в. до начала XVIII в. Все они написаны на досках, как это делали и в Византии.
Доску нередко оклеивали тканью (паволокой), покрывали слоем мелового грунта — левкаса. Лики обычно писали специфическим приемом: вначале наносили ровный однотонный слой зеленовато-коричневой краской — санкирь (от греческого слова «саркин» — телесный). Санкирь играл роль тени; остальные последовательно наносившиеся слой, были все более и более светлыми,, вплоть до штрихов чистых белил, называемых оживками или движками. Таким образом создавалось впечатление, что формы лепятся светом, выступая из тьмы. Этому же эффекту способствовало применение золота на фонах и в разделке одежд. Второстепенные иконографические подробности — пейзаж, архитектуру, предметы интерьера вначале изображали тень скупо.

Характерная для иконописи обратная перспектива распластывала предметы на плоскости фона, создавая пространство очень маленькой глубины, так что Спаситель, Богоматерь и святые словно выходили навстречу молящемуся. Цвета их одежд определялись традицией, но тем не менее художник имел свободу в варьировании оттенков и орнаментов, а также в общем колористическом решении иконы. В XV — начале XVI в. иконописцы предпочитали светлые золотистые и розовые краски в «личном», яркие и чистые цвета «долинного».

В XVI в. усилился интерес к подробному иллюстрированию сложных литургических текстов. Иконы с новыми сюжетами превратились в своеобразный богословский комментарий< рассчитанный на размышление, на сопоставление изображений и надписей. Колорит постепенно изменился»стал белее темным и суровым. Однако в конце столетия зародилось новое художественное направление, получившее название «строгановская школа». Лучшие его мастера в действительности работали не у богатых промышленников Строгановых, а в царских иконописных мастерских, но исполнят и строгановские заказы. В ЗШШ период начали особенно ценить красоту, изящество, миниатюрность живописи, обилие золота, разнообразие цвета.

Икона всегда мыслилась как истинное, то есть портретное изображение того или иного святого, Богоматери или Христа в Его земном облике. С середины XVII в., когда при дворе получили распространение портреты европейского типа, новые представления о портретности — «живоподобии» — отразились и в иконах. Царские иконописцы, работавшие в Оружейной палате Московского Кремля, научились придавать ликам большую объемность, значительное внимание уделяли обстановке и деталям. Тем не менее техника письма оставалась традиционной. Иконы школы Оружейной палаты отличаются особой торжественной красотой, которая, по мнению иконописцев XVII в., приличествовала священным образам. Одновременно заметным явлением стали и иконы «простого письма», предназначенные для крестьян и исполнявшиеся преимущественно в суздальских селах — Палехе, Холуе и Шуе.