Иконы Строгановских Вотчин XVI-XVII веков
Главная » Старинные иконы » Иконы Строгановских Вотчин XVI-XVII веков

Иконы Строгановских Вотчин XVI-XVII веков

Произведениям искусства строгановской культуры и значению строгановского рода в русской истории посвящена обширная литература, которая появилась вот уже более столетия назад. Из нее известно, что начало свое род Строгановых ведет с XIV в., что его представители всегда отличались предприимчивостью и смелостью: осваивали новые земли, занимались промыслами, вели торговлю по всему Русскому государству и за его пределами, были верными защитниками отечества. В начале XVII в. им было пожаловано единственное, для них созданное, звание «именитые люди» с правом называться по отчеству, как самому царю или боярину. В дальнейшем Строгановы получили титулы баронов и графов, они по-прежнему были приближены к царскому двору, деятельность их стала распространяться по большей части в области просвещения и культуры. Начало этому, однако, было положено в XVI и XVII вв. — в те времена, которые можно было бы назвать эпохой наивысшего выражения и осуществления возможностей знаменитого рода, не только оставившего о себе память в высоких произведениях церковного, и в частности иконописного, искусства, но и заложившего в нем ту энергию, которая и поныне вызывает у созерцающих стремление постичь тайну нераздельности Красоты и Истины, Образа и Слова.

Именно строгановские иконы стали предметом коллекционирования и отношения к ним как к произведениям высокой художественной ценности. Несмотря на это до сих пор определение понятия «строгановская иконопись» оставалось весьма различным. Не перечисляя в этом вступлении всех тем, связанных с кругом вопросов строгановской культуры, хотелось бы рассмотреть иконы несколько в ином аспекте, а именно по принадлежности их к заказчику, обстоятельствам создания, месту происхождения и бытования. Известно, что владения Строгановых занимали едва ли не треть государства и были разбросаны на огромном пространстве.

Одним из мест, где находилась большая часть ценных икон, были храмы в строгановских вотчинных землях. Слово «вотчинный» объясняется как родовое, наследственное землевладение, а «вотчинник» — как крупный землевладелец, боярин. Объясняется это слово и как вообще постоянное владение, и как родина (отечество). Именно такой стала для Строгановых в XVI—XVII вв. земля, расположенная в северных пределах Русского государства, неподалеку от Устюга Великого, на реке Вычегда, впадающей в Северную Двину. В «Летописце о граде Сольвычегодске», составленном в XVI-XVII вв., сказано: «От града Устюга Великого вниз по Двине реке до устья реки Вычегды 45 верст от устья по Вычегде рекою в верх до града Соль Вычегодская 15 верст. На реке Вычегде по речке Усолке город Сольвычегодск, а которогу году и от кого зачало о том не ведомо и писаний о том нигде не обретается». Земля эта была богата залежами соли, которую стал добывать во второй половине XVI столетия предприимчивый Аника [Иоанникий] Федорович Строганов (1498-1570). Вместе с этим он занялся особого рода деятельностью — организацией создания произведений иконного письма и церковного шитья, что было связано с благочестивым замыслом построить на своей земле домовый храм.

Многие историки занимались исследованием вопроса, откуда Строгановы пришли на Сольвычегодские земли. Некоторые предполагали их новгородское происхождение, другие называли их ​поморскими крестьянам, осевшими в Великоустюжских землях. Высказывалось также мнение о том, что Строгановы — выходцы из Ростова. Действительно, на различных примерах их действий, осуществлявшихся уже в самом Сольвычегодске, можно проследить связи и с Великим Устюгом, и с Ростовом. Так, в храмы именно Великого Устюга как Иоанникием, так и его внуком Никитой были «поставлены» и богатая церковная утварь, и иконы, о чем сохранились свидетельства в древних описях. С другой стороны, Иоанникий получил благословение на строительство храма от ростовского епископа Никандра, который возглавлял церковное управление во входящих в ростовскую епархию городах — Великом Устюге и Сольвычегодске, Образы-благословения присылались из Ростова и ранее. Так, в великоустюжский Успенский собор из Ростова с епископом Тарасием