Старинные иконы XVIII-XX веков
Главная » Старинные иконы » Старинные иконы XVIII-XX веков

Старинные иконы XVIII-XX веков

Долгое время считалось, что в XVIII—XIX вв. иконопись пришла в упадок и была вытеснена живописью европейского образца. Однако сохранившиеся произведения показывают, что эта точка зрения не соответствует истине. В Новое время в русской иконописи продолжали существовать все стилистические и иконографические подходы, выработанные в предшествующий период, к которым добавились еще и живописные иконы «академического» направления.

Традиции иконописцев Оружейной палаты были продолжены в так называемой золотопробельной иконописи XVIII в. Она была затронута влиянием барокко, но европейский стиль сказался почти исключительно в повышенной нарядности письма и характерной красно-голубой гамме, без барочной тяжеловесности форм. Мало изменилась народная икона, выработавшая собственные художественные особенности и приемы. При этом для петербургских и московских храмов стали заказывать иконы на холсте, написанные профессиональными художниками, которые обучались за границей. После открытия в Санкт-Петербурге Академии художеств (1757 г.) в России появилось немало живописцев новой выучки, занимавшихся также и иконописанием.

Почти параллельно с распространением живописной иконы началось возрождение лучших традиций древнерусской иконописи, связанное с деятельностью старообрядцев. Верующие, не принявшие церковную реформу патриарха Никона, составляли значительную часть русского общества. Либерализация отношения к старообрядцам при императрице Екатерине II дала им возможность активно участвовать не только в экономической жизни России, но и в культурной. Старообрядцы были знатоками и ценителями древних икон, особенно строгановских. Ориентируясь на старообрядческие заказы, иконописцы Палеха, Мстеры, Холуя, многие из которых сами принадлежали к «древлеправославной церкви», усовершенствовали свое мастерство и в XIX в. заняли втущее положение в иконописных мастерских Москвы и Петербурга, работая, в том числе, и по заказам официальной Церкви. Старообрядцы, проживавшие вдоль реки Выг на северо-западе России, в местности Ветка (ныне Гомельская область Беларуси) и на территории Урала, создали свои, локальные варианты иконописания.

Золотым веком иконописи XIX в. по праву считается первая треть столетия. Эпоха классицизма сказалась и в традиционных иконах, обусловив четкость композиций, нежность красок, благородство образов. В это время заметным иконописным центром становится волжский город Романов. Но и в 40-60-е гг. XIX в., ознаменованные своеобразным возвращением барокко, также появилось немало прекрасных произведений как традиционного направления, так и линии, идущей через «золотопробельное письмо» от школы Оружейной палаты. Во второй половине XIX в. наряду со все большим распространением икон «академического» стиля в русском обществе возрос интерес к национальным корням и, соответственно, к традиционной иконописи.

Значительный размах получило собирание икон, начатое старообрядцами еще в первой половине столетия. Ближе к концу XIX в. древней иконописью и ее традициями начинают интересоваться члены августейшей фамилии и сам император Николай II. Мастера Мстеры и Палеха получают крупные государственные и церковные заказы, выработанный ими стиль становится эталоном православной иконописи. Однако и живописная школа в этот период обогащается достижениями модерна: ее образы исполнены глубокой духовности и трагических предчувствий