Ярославская иконопись XIII-XV веков (часть 1)
Главная » Старинные иконы » Ярославская иконопись XIII-XV веков (часть 1)

Ярославская иконопись XIII-XV веков (часть 1)

Яроcлавль — город с почти тысячелетней историей — внес заметный вклад в древнерусскую культуру. Свой первый расцвет он пережил еще до татаро-монгольского завоевания Руси. Это один из немногих центров Залесской земли, где, несмотря на «Батыево разорение», сохранились иконы н рукописи домонгольского периода. Однако исторические сведения о художественной жизни Ярославля раннего времени крайне скудны, и исследователям приходится опираться не только на скупые летописные сведения или жития местных святых, но и на устные предания, зафиксированные краеведами в XIX веке.

    В «Сказании о построении града Ярославля», возникшем в XVIII столетии на основе местных легенд, говорится, что Ярославль был основан на месте языческого селища. Оно располагалось при впадении в Волгу реки Которосли и называлось Медвежий угол. Жители этого селища разводили скот, охотились, ловили рыбу и грабили торговые суда, проходившие по Волге. Язычники поклонялись «скотьему богу» Волосу. При капище, где стоял идол Волоса, жил волхв, совершавший жертвоприношения и поддерживающий священный огонь. Князь Ярослав Владимирович Мудрый (978-1054), занимавший тогда ростовский престол, нагрянул со своей дружиной в Медвежий угол, чтобы прекратить разбои и крестить язычников. Княжеские воины одержали победу, однако от крещения жители отказались. Через некоторое время Ярослав Мудрый вновь прибыл туда с дружиной, епископом и священниками. Обитатели Медвежьего угла осветили князя враждебно: «Напусти от клети некоего люта зверя и псов — да растешут князя н сущих с ним». Ярослав убил зверя (очевидно, священного медведя), сжег капище Волоса и основал новый город, назвав его «во свое имя». Произошло это около 1010 года. Князь собственноручно «водрузи на земли сей древян крест, и ту положи основу святому храму пророка Илии; а храм сей посвяти во имя святого угодника, яко хищного и лютого зверя победи в день его» (20 июля/2 августа). В деревянной крепости стали жить христиане, а язычники были изгнаны за пределы городских стен.

   

По прошествии некоторого времени, как повествует «Сказание», в Ярославле случилась засуха. Священник церкви Ильи Пророка, пригласив язычников в город, спросил: «Аще предстательством пресвятой Богородицы и святого пророка Илии, их же начертание зрите, господь воспринимает моление, яко в день сей дождие излиется на землю, то уверуете ли вы в истинного Бога?». Язычники согласились отказаться от старых богов, если Бог христиан проявит свое могущество. Во время молебна на небе появилась туча, излившаяся на землю обильным дождем. Почитатели Волоса уверовали в христианского Бога и приняли крещение.
«Сказание», возможно, отразило реальные события крещения местных жителей. Особенно интересен рассказ о построении первой ярославской церкви, в которой, безусловно, были иконы (в тексте названы две из них — образы Богоматери и Ильи Пророка). Однако в летописи Ярославль впервые упоминается уже после смерти Ярослава Мудрого — в 1071 году, когда на северо-востоке Руси вспыхнуло восстание «смердов», возглавленное двумя «волхвами» из Ярославля. Из этого сообщения можно заключить, ото во второй половине XI века город уже существовал, а часть горожан по-прежнему сохраняла языческие верования.

    В XI-XII столетиях Ярославль, входивший в состав Ростовского княжества, представлял собой небольшую деревянную крепость, вряд ли отличавшуюся от других таких же городков-крепостестей Владимиро-Суздальской Руси. В летописном известии 1152 года об осаде Ярославля волжскими болгарами он охарактеризован как «мал градок». Автор «Жития преподобного Никиты Переслав-и<ого» сообщает, что в конце XII века в Ярославле на берегу Волги стоял Петропавловский монастырь. «Житие» было написано не ранее конца 14 столетия, но, возможно, приведенные в нем сведения достоверны. Все ярославские храмы 12 — начала 13 века были деревянными.

 

    В 1207 году ростовский удел достался старшему сыну князя Всеволода Большое Гнездо Константину. Заботясь о Ярославле, он в 1215 году заложил «на своем дворе» внутри крепостных стен «церковь камену во имя святые Богородицы Успения», а годом позже основал Спасо-Преображенский монастырь с каменным Спасским собором. Возведение каменных храмов повышало статус города и, вероятно, было связано с предполагавшимся выделением Ярославского княжества в особый удел. Не прекращалось и строительство деревянных церквей: в 1215 году по княжескому заказу «в большом граде, у врат» была построена «брусяная» (деревянная) церковь архистратига Михаила. Летописец высоко оценил деятельность Константина, который «многы церкви созда по своей власти, воображал чюдными воображении святых икон, исполняя книгами и всякыми украшении».

    К сожалению, в летописях не содержится никаких подробностей о древнейшем периоде ярославского искусства, и он во многом остается загадкой для современных исследователей. Как, на-пример, появилась в ярославском Спасском монастыре хорошо известная сейчас икона «Богоматерь Великая Панагия» первой трети ХШ века? Она настолько напоминает киевские мозаики XI века, что в свое время возникла гипотеза о принадлежности иконы кисти Алипия — монаха Кие-во-Печерского монастыря, первого известного иконописца Древней Руси. Кто и для какого храма заказал икону «Богоматерь Толгская» (тронная) конца ХШ века, позже перенесенную в Толгский монастырь? Некоторые особенности ее иконографии можно смело назвать уникальными: они не встречаются не только в русской иконописи, но и в искусстве других стран христианского мира. Подобные вопросы возникают по поводу почти каждой древней иконы, связанной с Ярославлем.

    Всего до наших дней дошло восемнадцать икон XIII—XV столетий, которые происходят из Ярославля. Часть их находится в центральных музеях Москвы и Санкт-Петербурга. В Государственной Третьяковской галерее хранятся иконы «Богоматерь Великая Панагия» («Ярославская Оранта») первой трети XIII века, «Архангел Михаил», вероятно, написанный около 1300 года, «Богоматерь Толгская» (тронная) конца XIII века, «Святитель Николай Мирликийский» первой половины XIV века. Икона Спаса Вседержителя, исполненная в XIII столетии, вошла в собрание Центрального Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. «Богоматерь Толгская» конца XIV века, так называемая «Толгская третья», представляет древнюю ярославскую живопись в Государственном Русском музее.

    В музейном фонде Ярославля насчитывается двенадцать произведений иконописи XIII—XV веков. Все они оказались в коллекции Ярославского художественного музея. Самые ранние из них относятся ко времени недолгого, но яркого расцвета города в первой трети XIII столетия. В 1218 году Ярославль был выделен в самостоятельный удел, который достался Всеволоду (1210-1238 гг.) — второму сыну ростовского князя Константина, внуку Всеволода Большое Гнездо. Ярославское княжество включало тогда «Углич, Мологу и страны заволжские до Кубенского озера». Всеволод Константинович получил не только значительную территорию, но и вполне благоустроенную, по средневековым представлениям, столицу нового княжества с деревянной крепостью, за предела-ми которой располагались дома жителей города и два монастыря. Вероятно, в связи с превращением Ярославля в стольный город в Спасском монастыре в 1218 году возвели каменную церковь Входа в Иерусалим. К 1219 году достроили Успенский собор на княжеском дворе, а й 1224 году завершили строительство Спасского собора в Спасо-Преображенском монастыри Торжественное освящение этих храмов совершил епископ Ростовский Кирилл. Оба здания, как показывают археологические раскопки, были построены из плинфы — широкого плоского кирпича — и украшены белокаменными резными деталями. Такая строительная техника и архитектурная декорация характерны для зодчества киевско-черниговского региона.

    Об активной художественной жизни Ярославля свидетельствует летописное сообщение, на первый взгляд, далекое от истории ярославского искусства. Это известие о пожаре, случившемся в Ярославле в 1221 году, когда город «мало не весь погоре и церквии изгоре 17». Пожар не затронул княжеский двор и церковь Входа в Иерусалим Спасского монастыря. Безусловно, как в сгоревших, так и в спасшихся от огня церквах находились иконы, церковная утварь, облачения священников. В каждом храме было как минимум три иконы: храмовый образ и образа Спаса и Богоматери. Судя по количеству церквей, в 20-е годы XIII века в Ярославле имелось немало икон и, конечно, рукописных книг. Некоторые иконы и рукописи, возможно, привозили из Ростова, который был тогда центром епархии, но большая часть, видимо, создавалась на месте по княжеским заказам.
    С ярославскими князьями связывают появление иконы «Спас Вседержитель» начала XIII ве-ка (кат. № 1). Устойчивое местное предание считает эту икону моленным образом ярославских князей Василия (1229-1249) и Константина ( около 1257 года), сыновей первого ярославского князя Всеволода. Братьев стали почитать как святых после обретения их мощей в 1501 году.
В XVIII—XIX веках икона «Спас Вседержитель» находилась в кафедральном Успенском соборе Ярославля у серебряной раки с мощами.
    Не исключено, что заказчиком образа был Константин Всеволодович, дед Василия и Константина. Можно предположить, что иконой Спаса он благословил своего сына Всеволода на княжение в Ярославле. Летописное сказание сохранило напутственное слово-завещание князя Константина своим сыновьям: «Возлюбленные мои чада… будьте между собою в любви. Бога бойтеся всей душою, заповеди его во всем соблюдайте, и следуйте моим поступкам… нищих и вдовиц не npeзрите, церкви не отлучайтесь, иерейский и монашеский чин любите, книжного поученья слушайте и будьте в любви между собою, и Бог мира будет с вами…». Хотя княжеское завещание отражает этикетные нормы того времени, в нем есть и живое чувство человека, который, по словам летописца, «не опечаляя никого же ничим же, но всех умудряя телесными и духовными беседами». Эмоциональный строй «Слова» близок к тому ощущению, которое вызывает мягкий и спокойный об-раз ярославского Спаса Вседержителя.

    Возможно, икона первоначально находилась в княжеском тереме. В Успенский собор к месту захоронения Василия и Константина ее могли перенести во второй половине или в конце XIII ве-ка, при князе Федоре Ростиславиче, основателе новой ярославской правящей династии.

    В XIX — начале XX века в Успенском соборе Ярославля рядом с образом Спаса помещалась икона «Богоматерь Ярославская», которая также, по преданию, происходила из дома ярославских князей. Реставрация этой иконы, проведенная в 1920-е годы, выявила, что она была написана в XVI столетии. Видимо, древняя икона Богоматери, современная «Спасу Вседержителю», по какой-то причине была утрачена, и ее место заняла копия-список XVI века.
    Обычно подобные списки повторяли размеры и особенности иконографии древнего образца. Скорее всего, ярославские князья, как и их предки, — великие князья Владимирские Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, — особо чтили Богоматерь и хотели иметь собственный образ покровительницы и защитницы города. Однако почитание Богоматери Ярославской не успело закрепиться в церковной практике, потому что в судьбе города произошли роковые перемены.

____________________________________________________________________

Хотите знать продолжение? Тогда читайте далее… и вы узнаете о Ярославской иконописи 13-15 вв. больше!